Аналитика

glazkova saitgotМодернизация профсоюзов:

тенденции и практика

 

Тамара Глазкова,

председатель территориального объединения

профсоюзов «Алматинский Союз профсоюзов»

 

  После обретения независимости Казахстаном был принят курс на формирование собственной экономической модели и выбор единой   долгосрочной стратегии развития, выраженной в Послании Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана в 1997 году «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

Рыночное преобразование экономики Казахстана и радикальное изменение социально-экономических отношений потребовали, прежде всего, отказа от административно-командной системы управления и централизованного планирования. Государство взяло курс на создание социально-рыночного хозяйства, основанного на частной собственности, привлечении иностранных инвестиций и международном опыте управления экономикой. На наших глазах происходили постоянные изменения.  Оптимизация,  модернизация, трансформация – эти понятия стали повседневными. 

Не менялась только структура профсоюзов. А ведь  организационное строение  профсоюзов по производственно-отраслевому принципу критиковал даже Президент  в Программной статье  «Социальная модернизаций Казахстана. Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда».

С июля 2014 года действует новый Закон РК «О профессиональных союзах», который только ужесточил оставшуюся от ВЦСПС структуру,  которая  никак не соответствует сложившимся  производственно-хозяйственным отношениям.

Возникло множество форм хозяйствующих субъектов, но для профсоюзов установлены жесткие правила и формы создания организаций и выстроена обязательная вертикаль построения. Никакой свободы выбора в структурном построении.

Закон РК «О профессиональных союзах» устанавливает, что профсоюзы создаются по производственно-отраслевому принципу, но уже в настоящее  время немало примеров создания отраслевых профсоюзов по корпоративному принципу.  Много создано локальных профсоюзов, которые не подпадают ни под одну отрасль.  Созданные в ТОО среднего бизнеса локальные профсоюзы вообще не видят необходимости вступления в отраслевые профсоюзы, им ближе территориальные  объединения профсоюзов.

Кроме того, законодательно установлено коллективное членство: локальный профсоюз обязательно входит в состав отраслевого профсоюза - общественного объединения, созданного не менее, чем 10-ю физическими лицами - как членская организация. При этом отношения между этими  двумя, равноправными для Закона собственниками имущества, юридическими лицами, общественными объединениями никак не урегулированы. Как правило, юридические лица создают союзы (ассоциации), предусматривая в соглашениях и уставах порядок взаимодействия, но нормы Закона «О профессиональных союзах»  не позволяют профсоюзам их создавать.

Нужно осознанно понимать, что профсоюзам необходимо  изменять организационное строение, стиль и методы работы, формировать имидж профсоюзного работника, иначе мы не выживем, потеряв конкурентоспособность.

Нельзя не учитывать, что работники создавая профсоюз или вступая в него и уплачивая членские взносы, имеют право определять свои требования  к работе профсоюза, ставить задачи пред  избранными ими профсоюзными органами и требовать достижения определенных законных целей. Профсоюзные органы должны отвечать  этим  требованиям, иначе пропадает мотивация и возможен выход из профсоюза.

Локальные профсоюзы работают непосредственно с работниками, а отраслевые профсоюзы, объединяя несколько локальных,  достаточно удалены и с высоты своего положения считают, что лучше знают, что нужно делать и какой процент взносов обязаны им перечислять. Часто возникает конфликт интересов: взносы уплачены, а цели не достигнуты,  в том числе и в области социального партнерства.  Отраслевые соглашения далеко не всегда соответствуют ожиданиям стороны работников.

Проблему можно решить, законодательно разрешив свободу выбора при создании профсоюзов не только по производственно-отраслевому принципу, но и по корпоративному, территориальному  и иным принципам. И узаконив отраслевые объединения (союзы)  профсоюзов, т.е. возможность  свободно создавать объединения (союзы) и  вступать по своему выбору. Тогда  и в профсоюзном движении появится   здоровая конкуренция: объединяться будут с теми, кто лучше работает, а не по принуждению.

Практически во всех уставах прописано, что решения исполнительных органов  принимаются большинством голосов, а не на основе консенсуса (принятия решения на основе общего согласия, если против него не выступает никто).

Принцип демократического централизма (подчинение меньшинства большинству), бывший краеугольным камнем организационного строительства КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС не соответствует современным представлениям о демократии, а принцип консенсуса широко применяется во многих общественных институтах и бизнес-структурах. Все Локальные профсоюзы в объединении профсоюзов равноправны, самодостаточны организационно и финансово. Самостоятельны в принятии всех решений по ведению внутри профсоюзной работы и распоряжении имуществом в соответствии с Уставами, поэтому наиболее рациональным методом принятия решения должен быть консенсус. Реализация данного предложения позволит исключить волюнтаризм (стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий) и позволит вести дискуссии на более высоком культурном и содержательном уровне. Также применение принципа консенсуса в работе  исполнительных органов объединений профсоюзов позволит исключить давление на их членов, имеющих конструктивные предложения, более тщательно готовить и аргументировать предложения и учитывать мнение и интересы всех участников заседания.

В настоящее время многие отраслевые  и локальные профсоюзы работают в условиях финансового дефицита. Отраслевые профсоюзы раздробились по разным причинам, численность членов профсоюза снижается и отчислений профсоюзных взносов становится все меньше. Налицо малочисленные отраслевые профсоюзы и недостаточность средств для проведения работы. Предлагаем установить норму  поочередного председательства в Отраслевом профсоюзе председателями Локальных профсоюзов в течение  одного или нескольких  лет. По аналогии с председателями локальных профсоюзов. В малочисленных локальных профсоюзах председателями избираются  работники, не освобожденные от основной работы, т.е. выполняющие работу председателя по совместительству с основной.

Наличие такой нормы позволит:

- поочередно участвовать в управлении Отраслевым профсоюзом всем Локальным профсоюзам;

- исключить необходимость в содержании лишнего бюрократического аппарата, озабоченного решением только личных финансовых проблем за счет профсоюза;

- исключить контрпродуктивные дискуссии о размерах отчисляемых членских взносов для содержания аппарата.

С целью сохранения преемственности в работе можно создавать постоянно действующие комиссии по основным направлениям деятельности Отраслевого профсоюза из членов исполнительного органа и привлеченных специалистов.

Предложения об увеличении отчислений профсоюзных взносов в отраслевой профсоюз за счет уменьшения размера первичным организациям профсоюзов и локальным профсоюзам  ошибочны.  Размер отчислений зачастую не соизмерим с объемом функций, задач и работы Отраслевого профсоюза в интересах членских организаций  и, главное, не может и не должен быть инструментом по улучшению финансового состояния профсоюзных функционеров. Первичные организации профсоюзов и локальные профсоюзы должны работать, реализуя запросы и требования членов профсоюза в настоящий период, предвосхищая их. Иначе не будет мотивации профсоюзного  членства. Если мы не можем добиться реального повышения заработной платы, увеличения прожиточного минимума, соизмеримого с действующими ценами, то мотивировать членов профсоюза нужно, выполняя другие запросы.

Возможны и другие меры по реальному повышению уровня организационной деятельности Профсоюзов, поиска принципов достижения целей, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

В современном мире глобализации  одним из важных инструментов конкурентоспособности является образование. Есть выражение «Кадры решают все», и это важно для каждой организации, которая хочет добиться успеха. Только благодаря опытным кадрам  проводится работа на должном уровне. Но многие  профсоюзы столкнулись с проблемой низкого уровня подготовки профлидеров. А именно от этого уровня зависит эффективность деятельности профсоюзов. Зачастую представители исполнительных органов власти, работодателей гораздо более компетентны в вопросах, рассматривающихся во время социального диалога, будь то расчет заработной платы или правовые гарантии. Проводящиеся  семинары, конференции проходят без какой-либо единой системы, что не позволяет подготовить профактив должным образом.

Кроме того, профсоюзные функционеры в основном пенсионного или пред-пенсионного возраста. Более молодых работников мало. И при смене руководителей профсоюзов уходит пенсионер старшего возраста, а приходит также пенсионер, только немного помоложе. Понятно, что люди старшего возраста-опытные, грамотные работники, но в силу своего опыта более осторожны  в принятии решений, более осмотрительны. Зачастую не хватает молодого задора, настойчивости в работе профсоюзов. Кадровая обеспеченность становится большой проблемой для всего профсоюзного движения в нашей стране. А это, в том числе, результат слабой мотивации профессии профсоюзного лидера. Отсутствуют  все мотивационные условия: не соответствующий уровень заработной платы;  как правило, нет социального пакета или он невесомый; нет социальных лифтов, невелика возможность повышения образования (квалификации). И это все при большой ответственности  и все увеличивающихся требованиях со стороны членов профсоюза. Именно поэтому на работу в профсоюзы приходят люди, которые имеют уже какой-то доход (пенсия), у них есть знания  и им не нужен карьерный рост.

Для эффективной работы профсоюза необходимо его продвижение и формирование имиджа в трудовом коллективе.  Когда в СМИ положительно рассказывали о работе профсоюзного лидера, о том, как сложно и одновременно интересно работать в Профсоюзе, сколькими знаниями и навыками нужно обладать? Да и в быту, обсуждая работу  своего профсоюза, больше говорим о недостатках, о том,  что не сделано или  как-то не так сделано.

Немаловажной проблемой является работа с молодежью в организациях. В настоящее время у профсоюзов нет комиссий по работе с молодежью. В Коллективных договорах отсутствуют положения о защите молодежи на предприятиях. Неоднократно слышала: «Профсоюзы не должны заниматься организацией спортивных мероприятий,  различными поездками на природу, другими культурно-массовыми мероприятиями». Но именно это интересует молодежь. А отсутствие интересных мероприятий отталкивает молодое поколение не только от активной работы в профсоюзе, но и даже от вступления в него.

В научных трудах многих ученых профсоюзным организациям отводится особое место в становлении гражданского общества, так как профсоюзы оказывают существенное влияние на экономическое развитие общества. Здесь уместно вспомнить слова известного общественного деятеля Японии Дз. Мияи: «Нужны сильные профсоюзные структуры, способные противостоять предпринимателям, правительству. Только такие самостоятельные профсоюзы могут потенциально выступать в роли партнеров работодателей, содействуя развитию производительности труда». Смысл этого высказывания в том, что профсоюзы должны держать работодателей в постоянном напряжении, вынуждая тем самым неуклонно совершенствовать управление производством, повышать его эффективность. То есть в данном случае отношения между работодателями и работниками необходимо рассматривать в рамках действия закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей, при ограничении действия которого в обществе накапливаются застойные явления.