Аналитика

mashkenov sait2
Генеральное Соглашение –
основа социального партнерства

М.Машкенов,
Генеральный секретарь
РОП «Казахстанская Конфедерация труда»

В рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» на первом заседании Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений, 31 января 2018 года, состоялось заключение Генерального соглашения между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2018-2020 годы. 

Со стороны Правительства Республики Казахстан в процедуре подписания принимали участие: Премьер-Министр Республики Ка­захстан Б.А. Сагинтаев, заместитель Премьер-Министра, председатель Республиканской трехсторонней комиссии Е.А. Досаев, Министр труда и социальной защиты населения Т.К. Дуйсенова, Вице-министр национальной экономики М.Е. Абылкасымова, заместитель Министра юстиции Э.А. Азимова, Вице-министр по инвестициям и развитию Т.С. Токтабаев, Вице-министр финансов Т.М. Савельева, Вице-министр энергетики Б.У. Акчулаков.
Генеральное соглашение от Правительства Республики Казахстан подписали: Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан Е.А. Досаев и Министр труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Т.К. Дуйсенова.
От республиканских объединений работников: Председатель РОП «Федерациия профсоюзов Республики Казахстан» Б.Ж. Ќбдiрайым и Генеральный секретарь РОП «Казахстанская Конфедерация Труда» М.Р. Машкенов.
От республиканских объединений работодателей: Председатель Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» А.И. Мырзахметов, Председатель Правления Конфедерации работодателей Республики Казахстан К.К. Байкенов, Исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горнометаллургических предприятий, Президент Союза товаропроизводителей и экспортеровКазахстана Н.В. Радостовец.
Трудовым Кодексом Республики Казахстан были заложены принципы развития социального партнерства и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, что позволило создать в Казахстане правовую базу для функционирования вертикально интегрированной системы взаимодействия институтов гражданского общества в лице республиканских объединений работников и работодателей с Правительством Республики Казахстан.Следует отметить,что потенциал правой базы очень велик в плане предоставленных возможностей всем сторонам социального партнерства на всех уровнях, начиная от коллективных договоров, региональных и отраслевых соглашений до Генерального соглашения. Все указанные виды Соглашений имеют статус правового акта в форме письменных соглашений, заключаемых между сторонами социального партнерства. Условия соглашений подлежат обязательному исполнению всеми их сторонами.
Вместе с тем, Генеральное соглашение является основным документом социального партнерства, устанавливающим приоритетные направления по проведению согласованной социально-экономической политики в Республике Казахстан на 2018-2020 годы. Генеральное соглашение распространяется на государственные органы, работников и их представителей, на всех работодателей независимо от формы собственности, на организации, зарегистрированные на территории Республики Казахстан, собственниками имущества, учредителями (участниками) или акционерами которых являются иностранные граждане или иностранные юридические лица, либо юридические лица с иностранным участием, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц.
Особо следует выделить, что Генеральное соглашение служит основой для заключения отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров в организациях и предприятиях, а принятые в нем обязательства должны учитываться при их заключении.
Реализация принятых обязательств по Генеральному соглашению осуществляется в соответствии с Планом мероприятий (Дорожной картой) на 2018-2020 годы, согласованным с членами Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству.
Генеральное соглашение имеет семь Разделов:
Раздел 1: «Ускоренная технологическая модернизация экономики»;
Раздел 2: «Кардинальное улучшение бизнес среды»;
Раздел 3: «Содействие формальной и продуктивной занятости населения и повышению производительности труда»;
Раздел 4: «Улучшение качества человеческого капитала»;
Раздел 5: «Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность»;
Раздел 6: «Социальное партнерство»;
Раздел 7: «Заключительные положения».
Особенностью формата подписанного Соглашения является выделение принятых обязательств каждой стороне по каждому разделу в целях конкретизации и повышении их ответственности. Аналогичный подход был использован при формировании Плана мероприятий (Дорожной карты) по выполнению Генерального соглашения на период 2018-2020 годы.
Без всякого сомнения, задача обеспечить ускоренную технологическую модернизацию экономики является приоритетной, и для ее достижения потребуются огромные усилия всех институтов государственного управления во всех направлениях их деятельности. В их числе: создание новых индустрий с применением цифровых технологий, национальной экспортной и инвестиционной стратегии, адаптация национального законодательства для обеспечения технологической модернизации.
Вместе с тем, одним из определяющих факторов является человеческий фактор, от которого не уйти никогда. Учитывая это, Правительство приняло на себя обязательства по созданию условий для трудовой мобильности и управляемого перетока трудовых ресурсов в рамках модернизации экономики через заключение дорожных карт с крупными предприятиями и использования всех способов развития продуктивной занятости и массового предпринимательства. Это весьма важное направление обусловлено необходимостью выстраивания наиболее эффективных вариантов государственной системы управления движения трудовых ресурсов, с учетом географических, природно-климатических, демографических и экономических особенностей всех регионов Казахстана. Учет этих особенностей позволит избежать напряженности на рынке труда, в том числе, за счет оказания работодателям мер содействия по обеспечению развития компетенций потенциально высвобождаемых кадров.
Одним из примеров реализации этих планов являются намерения по перетоку трудовых ресурсов из южных в центральные и северные регионы Казахстана, в том числе, мигрантов. Эта работа, без сомнения, потребует тщательного контроля соблюдения трудового законодательства, широкой информационно-разъяснительной работы среди трудовых коллективов о вызовах времени для рынка труда, которой должны заняться представители работников. Координация и мониторинг работ и подготовка соответствующих Дорожных карт будет осуществлена нашими социальными партнерами на местах.
Кардинальное улучшение бизнес среды становится одним из условий ускоренной технологической модернизации экономики.
В части обеспечения решения этих задач первостепенными являются меры по расширению государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В их числе: либерализация процедур контроля и надзора за их деятельностью, стимулирование их деловой активности за счет субсидирования процентных ставок получателям кредитов в банках второго уровня, предоставления микрокредитов и грантов на расширение бизнеса, либерализации ценообразования, обеспечивая при этом доступность для населения социально-значимых продовольственных товаров и регулируемых услуг. Во избежание повышения инфляции намечено вести мониторинг цен на социально-значимые товары и услуги. В случаях необоснованного роста цен на продовольственные товары проводить диверсификацию товаров первой необходимости через созданные в регионах социально-предпринимательские корпорации. Совершенствовать регулирование субъектов естественных монополий в части обеспечения предсказуемости и стабильности уровней тарифов.
Для реализации этих планов Республиканские объединения работников и работодателей должны выступить инициаторами реализации государственной Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства; организаторами обучающих программ, в том числе, по оказанию консалтинговых услуг по открытию и ведению бизнеса и регулированию трудовых отношений. Указанные направления деятельности рекомендовано предусмотреть в соответствующих отраслевых и региональных Соглашених по социальному партнерству.
Содействие формальной и продуктивной занятости населения и повышению производительности труда предполагает создание высококачественных рабочих мест, характеризующихся высокой производительностью и достойной оплатой труда. Достижение этих обязательств предполагает целый комплекс совместных мероприятий. В их числе: совершенствование национального законодательства в социально-трудовой сфере, включая меры, предусматривающие формализацию деятельности самозанятых граждан, реализация Дорожной карты формализации самозанятых граждан, направленная на легализацию деятельности и вовлечение в продуктивную занятость.
Одновременно должна вестись активная работа в следующих направлениях: проведение обучающих семинаров с социальными партнерами; формирование отраслевых рамок квалификации, профессиональных стандартов и стимулирование работников к саморазвитию для реализации принципа «обучение в течение жизни». К данному перечню мероприятий весьма существенным подспорьем станут совместные акции, обучающие семинары, конкурсы по повышению престижности рабочих профессий, открытие школ «наставничества», социальная адаптация молодых специалистов.
Улучшение качества человеческого капитала – «кадры решают все».
Время неумолимо, но истины до сих пор актуальны. Разработка и утверждение ранней профессиональной ориентации и диагностики, организация проведения рейтингов вузов в Республике Казахстан, оценка 2000 образовательных программ высших учебных заведений Казахстана, подготовка рекомендаций по их корректировке с учетом требований работодателей – это далеко не полный перечень задач необходимо решать в ближайшие три года. В том числе, намечены планы по реализации проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», создание условий для выравнивания обучения для учащихся в удаленных, сельских регионах. Одновременно намечен комплекс мер по развитию внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения, в том числе, основам предпринимательства.
В комплексе мер, помимо обучения, акценты сделаны на факторы, стимулирующие качества человеческого капитала. В их числе: дальнейшая модернизация системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения с дальнейшим усилением адресности оказываемых социальных услуг, особенно малообеспеченным слоям населения.
Особо следует отметить намеченный курс на повышение качества жизни, ориентированное на поэтапное улучшение минимальных социальных стандартов для населения. В том числе, обязательство по содействию совершенствованию методики определения величины прожиточного минимума, а также внедрению медианного дохода для оценки нуждаемости граждан.
Намечены консультации по ратификации Конвенции МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которые наряду с намерениями по ратификации Конвенции МОТ №131 «Об установлении минимальной заработной платы», способны создать новую правовую базу для пересмотра сложившейся практики утверждения минимальных социальных стандартов в Казахстане.
Вышеуказанные нововведения вселяют оптимизм на будущее.
Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, наряду с созданием благоприятных условий труда в процессе трудовой деятельности, является одной из основных целей и задач Генерального соглашения.
Для их достижения стороны обязались осуществлять взаимодействие органов государственного контроля и надзора, объединений работодателей и профессиональных союзов по осуществлению государственного и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства по вопросам безопасности и охраны труда. В этой связи будут продолжены работы по совершенствованию трудового законодательства с поэтапным приближением к международным стандартам и совершенствование системы управления профессиональными рисками в целях предотвращения или снижения опасностей, угрожающих здоровью и безопасности работников.
Одним из основных направлений будет работа по созданию производственных советов по безопасности и охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Вместе с тем, как показала практика создания и работы Производственных советов, назревает вопрос внесения изменений и дополнений в Трудовой Кодекс РК в части усиления прав представителей профсоюзов, но для этого потребуются дополнительные обоснования, которые особо актуализируются в сфере производств с наличием вредных и опасных факторов. Это связано с продолжением исследований для совершенствования нормативно-правовой базы в целях повышения эффективности систем оценки условий труда и улучшения здоровья работающих, выявления и оценки профессиональных рисков и управления ими.
В Генеральном соглашении сделаны акценты на продолжение работы на предприятиях по постоянному проведению медицинских осмотров; своевременном проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлении работникам льгот и компенсаций за тяжелые, вредные и опасные условия труда в рамках заключаемых коллективных договоров. Рекомендовано проводить информационно-разъяснительную работу среди членов профсоюзных организаций на предмет соблюдения нормативно-правовых актов в области безопасности и охраны труда. При заключении коллективных договоров устанавливать нормы санаторно-курортного лечения и его финансирования.
Наряду с обязательствами всех сторон договора по совместным мероприятиям развития национальной экономики и улучшения ее бизнес-среды, существенный акцент сделан на преодолении социально-экономических проблем трудовых коллективов и конкретно человека труда. Ключевые задачи поставлены и для их реализации, необходима конкретизация и привязка к отраслевым, региональным соглашениям и заключаемым коллективным договорам.
Социальное партнерство, как система взаимоотношений всех сторон трудовых отношений, сложилась в Казахстане благодаря доброй воле всех ее участников. Сама система уже работает, пусть не столь эффективно, как нам бы того хотелось, но пределу совершенства нет.
По состоянию на 1 января 2018 года Казахстаном ратифицировано 24 Конвенции Международной организации труда, в том числе, все восемь основополагающих(№29, 87,98, 100, 105, 111, 138, 182).
В подписанном сторонами Генеральном соглашении на 2018-2020 годы приняты обязательства: «Способствовать созданию условий для свободной деятельности представителей работников в организациях в соответствии с конвенциями МОТ №87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», №135 «О защите прав представителей трудящихся на предприятиях и предоставляемых им возможностях». Положено начало переговорам и консультациям по ратификации Конвенции МОТ №154 «О содействии коллективным переговорам», которые в совокупности закладывают основу для формирования совершенно новой правовой базы в развитии социального партнерства в нашей стране. Это вселяет надежду на прекращение сложившейся практики вмешательства социальных партнеров в дела друг друга. Учитывая эти факторы, а также положения статьи 5 Конституции Республики Казахстан, в рамках настоящего Генерального соглашения была достигнута договоренность:
«Соблюдать законодательные и общепризнанные международные нормы и правила о невмешательстве в деятельность профессиональных союзов и объединений работодателей, не препятствовать их созданию и функционированию». Жизнеспособность любой системы в конечном итоге зависит от воли сторон и их способности уважать закон.